История предприятия берет свое начало в середине 20 века, когда создание системы трубопроводного транспорта нефтепродуктов показало свою экономическую выгодность и стратегическую целесообразность по сравнению с другими видами транспорта.
После охвата сетью трубопроводов нефтеносных районов России в 1958 году Правительство Советского Союза приняло решение «О строительстве трубопроводов для транспорта нефти и нефтепродуктов в западные районы СССР».
Для осуществления функций Заказчика по строительству газопроводов и продуктопроводов специального назначения в г. Мозыре в 1962 году было организовано Мозырское Отделение Дирекции строящихся газопроводов Мингазпрома СССР (Дирекция находилась в г. Москве).
В результате реорганизации Мингазпрома СССР 29.05.1970 года была образована Мозырская Дирекция строящихся магистральных продуктопроводов в составе Юго-западного управления магистральных продуктопроводов Главнефтеснаба РСФСР, которая выполняла функции заказчика строящихся продуктопроводов специального назначения «Стальной Конь - Унеча - Запад».
После завершения строительства магистральных нефтепродуктопроводов Приказом по Юго-Западному УМПП № 55 от 06.04.1979 г. (г. Куйбышев) организовывается Мозырское районное управление магистральных продуктопроводов (МРУМПП) в составе Юго-Западного управления магистральных продуктопроводов Главнефтеснаба РСФСР. В состав Мозырского РУМПП вошли из Прикарпатского PУМПП – площадки «2М», «3Р», «4Ч», Наливной пункт «Гомель-3», Наливной пункт «Новоград-Волынский», линейная часть участка 42 от 354 до 807 км; из состава Брянского РУМПП – площадка «8Н», линейная часть участка 42 от 196 км по 354 км и линейная часть участка 41 от 0 до 73 км.
1 июня 1979 года считается днем создания Мозырского районного управления магистральных продуктопроводов.
29 декабря 1979 года в Мозырское РУМПП, после завершения строительства, вошла Мозырская перекачивающая станция, обеспечивавшая прием и перекачку светлых нефтепродуктов от Мозырского НПЗ в направлении Украины и далее в Венгрию и Чехословакию.
Предприятие с каждым годом наращивало свои мощности. Наибольшая производительность была достигнута в 1987-88 годах: объемы перекачки по трубопроводу составили более 10,2 мл. тонн, налив в ж/д цистерны - около 3,5 мл. тонн нефтепродуктов.
В 1988 году было окончено строительство нефтепродуктопровода от Полоцкого НПЗ до нефтебазы «Фаниполь» и, благодаря системе трубопроводного транспорта, столица и центральные регионы Белоруссии стали обеспечиваться нефтепродуктами.
В 1989 году было завершено строительство Диспетчерского пункта Мозырского РУ МНПП и административно управленческий аппарат переехал в новое четырехэтажное здание по адресу: г. Мозырь, ул. Котловца 29, где находится и сейчас.
После распада Советского Союза в апреле 1992 года произошло разделение границ обслуживания МНПП по территориальной принадлежности.
Мозырским РУМНПП были переданы:
- Брянскому РУ МНПП - ЛПДС «8-Н» с участками трубопроводов находящимися на территории России;
- Прикарпатскому РУ МНПП - ПС «3-Р», ПС «4Ч» и Наливной пункт «Новоград-Волынский» с участками трубопроводов на территории Украины.
В результате реорганизации Мозырское РУ МНПП преобразовывается в Мозырское управление магистральных нефтепродуктопроводов (МУ МНПП) с правом юридического лица и в его состав вошли: Площадка 1/1 с 95 км линейного участка № 23; ЛПДС «Диена» с промежуточной перекачивающей станцией «Площадка 1-С» (в настоящее время ПС «Сенно»), магистральными трубопроводами, находящимися на территории Республики Беларусь - участком № 41, протяженностью порядка 511 км от границы России до границы Латвии, и продуктопроводом «Полоцк-Минск» протяженностью 280 км.
Предприятие принимает нынешние формы и границы ответственности МНПП на территории Белоруссии.
В мае 2000 года Мозырское МУ МНПП, согласно требований законодательства Республики Беларусь, преобразовано в частное производственное Унитарное предприятие «Запад-Транснефтепродукт» в составе ОАО «Юго-Запад Транснефтепродукт» (г. Самара, Россия).
15 августа 2000 года Унитарное производственное предприятие «Запад-Транснефтепродукт» получило приоритет на товарный знак, зарегистрированный в государственном Реестре товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь, со сроком действия до августа 2020 года.
К 2006 году объемы перекачки нефтепродуктов российских НПЗ по участкам магистральных трубопроводов № 41 «Унеча - Вентспиле» и № 42 «Стальной Конь -Запад» достигли максимальных объемов и составили около 10 мл. тонн за год. Налив нефтепродуктов в железнодорожные цистерны на НП «Гомель-3» достиг 2,3 мл. тонн при его проектной мощности 1,5 мл. тонн.
С января 2008 года на участке МНПП «Унеча - Полоцк» началась полномасштабная реконструкция трубопровода, которая включала телемеханизацию управления линейной арматурой и ликвидацию дефектов без остановки трубопровода.
Одной из основных задач Унитарное предприятие «Запад-Транснефтепродукт» является поддержание конкурентоспособности в поставках нефтепродуктов на рынке Республики Беларусь и в страны Европы. Процесс транспортировки нефтепродуктов по нефтетранспортной системе должен быть надежным, безаварийным, экологически безопасным и иметь более низкую ценовую составляющую, по сравнению с альтернативными направлениями транзита.
На сегодняшний день в состав Унитарного предприятия «Запад-Транснефтепродукт» входят семь обособленных структурных подразделений, более 1200 км магистральных нефтепродуктопроводов, проходящих по 22 районам и 3 областям Республики Беларусь.
Основными задачами остаются:
- выполнение плановых заданий ПАО «Транснефть»;
- обеспечение бесперебойной и безаварийной работы магистральных трубопроводов;
- обеспечение сдачи нефтепродукта на конечных пунктах соответствующего качества, с учетом ремонтных и диагностических работ, проводимых на МНПП.
Помимо обеспечения непрерывного технологического процесса транспортировки нефтепродуктов, предприятие осуществляет выполнение Программ технического перевооружения и капитального ремонта, тем самым совершенствует технологические процессы и определяет основные стратегические вопросы своего развития.